использует этот фон в своем портфолио, кликните для просмотра.


.JPEG

Места Автор: Игорь Кувь
Аватар

01 октября 2008





2394
0

Мой Бог приказал мне вскрыть его череп и съесть его мозг», - говорит зрелая пышногрудая канарейка на входе в одесский клуб "21-й век". Именно в этом клубе, по слухам, некогда располагался один их ключевых развлекательных нарко-центров южной столицы. Но сегодня всё несколько иначе - drug-силуэт обрел художественную ауру, поскольку произошло открытие  японско-украинского арт-фестиваля JPEG. "Понимаешь, Шиянчик? - не унимается барышня. - Я вообще не принимаю наркотиков. Я против наркотиков, сечешь? Просто съездила в Коктебель, а там по улице шли рабочие со стремянкой в руках. И, короче, стремянка эта зацепилась за мой мозг, и мой мозг остался в Коктебеле, а я уехала в Одессу, блядь. Рубишь фишку? Мой мозг там, а я тут!!!".

Смерть финансирует Искусство

Денежным вдохновителем фестиваля .JPEG выступила компания Japan Tobacco Intarnational. JTI - дочь корпорации Japan Tobacco, которая, как отмечают организаторы, искренне заинтересована в "налаживании японско-украинских культурных контактов" и вообще полагает "развитие культуры и искусства важными направлениями своей благотворительной деятельности".

Если отбросить шелуху, JTI - одни из ключевых торговцев уютной смерти, то бишь всяческого сигаретного курева от Winston и Camel до Sobranie и Glamour. Если ваши детишки курят, то не исключено, что курят они продукцию JTI. Поэтому вам не стоит скармливать своему 8-летнему чаду очередную "разоблаченную" пачку "палочек здоровья" - это может помешать благой миссии налаживания культурных контактов между Украиной и Японией.     

Участие корпорации-гиганта в художественной жизни - практика для современности привычная и, признать, даже искомая, поскольку корпорация - это значит бабло, а бабло - оно не зло. И всё же имеет место быть ирония судьбы: фестиваль contemporary art на деньги ласковых гробовщиков - воистину символичный союз искусства и смерти.

Порка фантиков

Миссия у фестиваля JPEG весьма скромная. Всего лишь расширение сознания, мышления, творческих возможностей, культуры, коммуникативного пространства, формата взаимодействия (?) и развития (?!!!). Короче говоря, организаторы хотят спасти Галактику. Именно это следует из пресс-релиза. Но дальше начинаются уж совсем героиновые чащи и водочные мельницы: "Синергетическое творчество, сквозь-пространственные, межкультурные, языковые и национальные различия – формат проекта .JPEG".

Быть может, зубоскалить не уместно, но как иначе, когда тебе прямым текстом и так игриво да кокетливо обещают "культурный всплеск", "новый ориентир для инициативного проведения подобных акций" и "уникальный прецедент в культурной жизни"? Уникальный прецедент, друзья! Разве это не чудесно?

Igroki.jpg (Japan)

Хедлайнерами фестиваля выступила японская арт-группа BonBon: Matsui Kohei, Yagi Tomohiro, Takada Yuhei, Oguni Yosuke. Заглавным мотивом пиара вышеперечисленных особей непрестанно звучало то, что они ученики легендарного японского авангардиста Симамото Сёдзо, который, к слову, уже приезжал в Украину в 2005-м году.

Сам по себе господин Сёдзо - фигура в мире искусства значительная. За его спиной группа "Гутай", повлиявшая на облик японского современного искусства второй половины 20-го века. "Гутай" сосредоточены на action painting-е, - художественных практиках, в которых процесс создания произведения важнее результата.

Критики не редко ставят Сёдзо в один ряд с такими именами как Поллок и Кейдж, он активно выставлялся на многих престижных площадках, среди которых Tate, Центре Помпиду и Венецианская Биеннале, выступал с Йоко Оно и Дэвидом Боуи. Наиболее же интересный проект японца - сотрудничество с конструктором атомной бомбы Беном Портером. Именно его "девочку" бросили как-то на Хиросиму, помните?

СИМАМОТО СЁДЗО: "С Беном мы решили зачать живую картину, которая будет создаваться в течении ста лет. Один частный порт в Японии подарил нам место и установил кран, с которого раз в году мы сбрасываем бомбы с краской. Через сто лет мы получим огромнейшую картину-символ, картину-метафору, картину-память".

Но всё это, разумеется, не имеет никакого отношения к фестивалю .JPEG, поскольку приехали сюда лишь "ученики". И вот эта бирка, использованная организаторами для привлечения внимания, заслуживает отдельного анализа.

Дело в том, что Сёдзо также работает преподавателем в Kyoto University of  Education и Takarazuka University of Art and Design. Это означает, что, в принципе, любой тамошний студент с его курса может гордо называть себя его учеником, и это будет истиной.  Здесь, впрочем, может возникнуть момент голого короля - к примеру, может оказаться, что за спиной у ученика нет существенных проектов и международных походов, а есть лишь гордое звание "ученик Симамото". Сам по себе этот ярлык ничего не значит.  Но Украину это не беспокоит. У нас очень любят "известных ди-джеев из Лондона", "одну из звезд берлинской сцены" и "известных японских молодых художников", не задумываясь, стоит ли что-то за этими громкими титулами, рожденными в недрах пиар-агентств.

Igroki.jpg (Ukraine)

Хедлайнер задает планку качества, а значит и влияет на то, кто будет в числе "нехедлайнеров". В число последних входят те, кто "не такие крутые". Если ваш хедлайнер Наталия Могилевская, то это автоматически означает, что Мадонна уже не сможет выступить на вашем фестивале ни в каком качестве. Переводя вышесказанное на язык фестиваля .JPEG, его "нехедлайнерами" могли стать лишь те, кто "хуже" японской группы BonBon.  Здесь и возник логичный казус. Поскольку BonBon всего лишь группа обычных японских студентов, которые, если по-чесноку, ничем звонким пока не отмечены,  можно себе представить, кем были остальные участники  .JPEG. Андрей Бабчинский, Мирослав Вайда, Евгений Григорьев, Мел и т.м. «Такое», Сергей Петлюк, shijan, т.о. «Утопия», Артем Крепкий, Алексей Хорошко, Zu, Михаил Барабаш, Евгений Вайсберг - многим ли что-нибудь говорит этот нудный перечень имен? 

-Но мы как раз и хотели привлечь молодых и нераскрученных, - говорят организаторы фестиваля.

Что ж, в этом даже есть нечто, заслуживающее похвалы. Помогать молодым - светлая миссия. Остается лишь взглянуть на работы и убедиться, что поддержка была оказана тем, чей талант этого заслуживает.

Художественная Свалка

Фестиваль открылся ночной арт-вечеринкой в клубе 21-й век. Внутри сумрачно и полно народу - циркулирующая тысяча. Обещают перфоманс BonBon  - это сегодня главный момент.

-Видишь, сколько людей? - отмечает один из местных журналистов. - Это потому, что в Одессе скучно. Здесь все голодны до событий и рады придти куда угодно, лишь бы не провести очередной вечер дома.

-Отличные условия для развития художественной жизни! - говорю.

Кругом разбросаны произведения - куча на куче. Богохульный дартс Мирослава Вайды, заброшенный полиэтиленовый парк существ, поклоняющихся самолетам от творческой мастерской "Такое", в буквальном смысле блеклая "диванная" видеопроекция Вайсберга, Бабчинского, Вировского. Герцоги убожества - творческая мастерская "Утопия", создавшая совершенно унизительные и позорные летающие тарелки в духе "ПТУ с Агентом Малдером". А вот, пускай и косолапая, но выразительная видеопроекция Сергея Петлюка "Клонируй меня нежно" напротив - даже где-то порадовала. 

В целом, конечно, жуть. Связи между работами отсутствуют, экспозиция, прости господи, тоже. Вроде и пребывают представленные художники в поисках современной формы, но из фригидного каши не слепишь - произведения несдержанны, перенасыщены, гротескны, чрезмерны, неуемны и, то что называется, "а почему бы не понатыкать еще двадцать лампочек и не приклеить по пять картонных кубиков с каждой стороны?". То есть, молодые украинские участники фестиваля вообще не понимали что делали - бродили робко а-ля разнервированные слепцы, выхватывая всё, что торчало из тумана. Тотальное наобум, "та ладна-а-а-а", "покатит!".  

В результате, мы получаем полноценную свалку. Ведь именно так выглядела бы пригородная мусорная свалка, будь она отдана художникам. Вроде и нет больше банановых шкурок да мертвых птиц под ногами, вроде и кучи мусора стали поцветастее, но вокруг по-прежнему грязно, грубо и жить не хочется. Всё это искусство словно лепилось из прогнивших осколков умершего мира. И у всего этого ни вкуса, ни атмосферы, ни эмоции, ни отбора, ни цельного виденья - сплошь хаос, серость и немота, какое-то кваканье и лилипутское мычание.

Организаторы и спонсоры, дай бог им здоровья, представили участникам фактически тепличные условия, благородно вбахали десятки тысяч долларов в то, что можно было получить за 2 рубля и что, признаем, могло бы и не быть, ибо быть этому не нужно. Набор штампов, какая-то сплошная карикатура на тему "вот может оно так выглядит, это современное искусство". Да нет. Не так, милые мои. Так выглядит чумазая девочка Зина на студенческом капустнике - не более.

Глядишь - и тупо жалко денег. Вроде и завелся у ситуации инвестор, имеет место быть вливание бабла, а выстрел нулевой, мимо, no fucking energy. Создается впечатление, что главный талант молодых украинских художников - прожигать чужие деньги ради прожигания этих денег. Такой вот кустарный антикапитализм. Но ведь этот фуфел даже лохам толкнуть не получится.  Спрашивается, зачем этот размах при таком мудаческом составе участников? Зачем поощрять паразитизм на материальном ресурсе? Уж лучше бы организаторы феста купили себе заслуженную новую "бэху" или ювелирку какую - ей богу, это было бы куда правильнее, чем финансировать такое искусство и таких художников. Из глухого мрака сияния не добудешь. Уж лучше "бэху", лучше "бэху"...

BonBon vs. Сёдзо

Событие вечера, - перфоманс BonBon, - откровением не стал, но я был безмерно рад его увидеть, поскольку он подарил невероятно полезный опыт наблюдений и сравнений.

Если кто бывал на перфомансах Симамото, то знает, что они представляют собой этакое веселое фонтанирование краской. Но при этом, даже когда все действие - это уронить дюжину банок с цветастой жидкостью на боксерский ринг, Сёдзо умудряется держать нерв происходящего и завораживать зрителей осознанной и совершенной драматургией.

У группы BonBon всё проще. Первая часть их перфоманса - медитативное нудотство, отданное в руки украинским художникам. Последние забрались внутрь холсто-клетки и заляпали её изнутри юношеским разноцветьем.  Клетка периодически приподнималась и на мгновенья возникал живой момент - толпа зрителей, подобно полку тараканов, пыталась нырнуть под плотные стенки, всех терзало любопытство.

Когда клетка окончательно поднялась над головами присутствующих, начался боевик для детей. Появились, собственно, художники BonBon. Облаченные в промышленные костюмы, с водяными бластерами в руках начали расстреливать зрителей и свежую работу украинских художников. Символично, не так ли? Все это пиф-паф представляло традиционное японское cuteness, и, по большому счету, закончилось той зрительской радостью, которая также характерна для наблюдателей фейерверков во время дня города.     

Если вдуматься, дупа и трагизм. Потому что BonBon - не столько ученики Симамото Сёдзо, сколько его эпигоны, упрощенные, выхолощенные копии. Всё тоже краскооргазмие, всё тот же action painting, да без нерва и катарсиса, без Автора, без Кукловода. Опять таки, карикатура.

Раненую кобылу пристреливают. Быть может, аналогично следует поступать с учеником, пародирующим своего учителя и не могущим превзойти его.

Продолжение банкета

На следующий день после "культурного всплеска", "уникальный прецедент в культурной жизни Украины" переместился в галерею "Морская". Поскольку там студенческий бал обрел очертания школьного утренника, представлю вашему вниманию лишь один подслушанный диалог богемствующих посетителей.

ЖЕНЩИНА: Это называется "Здравствуй, фломастер!". Мы такое в детском саду рисовали.

МУЖЧИНА: Ну, может, здесь всё же возможен некий диалог?

ЖЕНЩИНА: Да бросьте! Настоящее, я подчеркиваю, настоящее искусство тем и хорошо, что вступает со зрителем в диалог, а это... это просто...

МУЖЧИНА: Пожалуй, вы правы. Этими произведениями не хочется напиться.

ЖЕНЩИНА: Да и вообще напиться не хочется!

***

В следующем году фестивалю .JPEG следует пригласить художников из племени Яли, которые также известны как "горные людоеды". Вот где будет истинный перфоманс, могущий избежать исторического забвения. Пока эти яли будут бросаться на публику и поедать человеческие лица (action eating), все прочие, всё еще уцелевшие зрители, будут чвакать губами и шептать: "Ах, искусство! Ах, искусство!".


JPEG клуб 21-й век

Вход на фестиваль JPEG

 

JPEG

 

Перфоманс BonBon

 

Сергей Петлюк - «Клонируй меня нежно»

 

Т.О. «Такое» - «Облако»

 

Домик «BonBon»

 

Мирослав Вайда - «Пенопласт»

 

Т.О. "Утопия", инсталляция

 

.JPEG / Морская Арт Галерея

 

Группа «BonBon»

 

Артем Крепкий

 

Дмитрий Шиян - «Шиянские близнецы»

 

Zuev

 

Мирослав Вайда - «Молчание»

 

Евгений Григорьев

 

Михаил Барабаш

 

Сергей Петлюк

Текст: Анатолий УльяновФото: Наталия Машарова


Предыдущий пост

VN:F [1.9.10_1130]
0

Следующий пост

Смотрите так же: