использует этот фон в своем портфолио, кликните для просмотра.


Единение

Места Автор: Игорь Кувь
Аватар

17 апреля 2008





2991
0

С 12-го апреля по 15 июня

В PinchukArtCentre (г. Киев) проходит выставка «Единение» (Oneness) японской художницы Марико Мори. С помощью гуманистического футуризма, новейших технологий и звездной пыли киберцаревна постчеловечества провозглашает, что все мы не чужаки друг другу, поскольку являемся частью одного целого, а существующие между нами языковые, географические и социальные барьеры – побочный эффект развития цивилизации.

«Единение» как завершенная ситуация

Было бы убогим упущением рассматривать «Единение» лишь как некую совокупность разрозненных материальных объектов. «Единение» - это полноценное шоу, идейно-визуальная симфония. Каждый элемент проекта, словно подыгрывая общей концепции, пребывает в гармонии друг с другом: экспозиция, идея, медии, форма и содержание – все пульсирует в едином ритме. Нет провисаний, излишеств, архипелагов, горбинок и косолапостей. Проект являет собой живой и функционирующий организм.

Поначалу «Единение» способно напугать – оно ошарашивает своей помпезностью, плясом техно и нарочитой «внеземностью». Но стоит лишь подключиться, поймать волну - и первичное давление растворяется. Заложенные Мори посылы в меру просты и доходчивы. Каждая работа обладает мостиком, который ведет от конкретных образов и фантазий к чему-то коренному, общему, свойственному каждому; от традиционного, исконного, давнего к сочному, свежему. «Древнее Мясо» и «Ультрасовременная Сталь» прибывают в сбалансированном диалоге.

Перед нами яркий пример искусства, изъясняющегося на универсальном языке. Мори учла Вселенную и Время; срезала с художественной речи все наносное, лишние, мешающее беседе. «Единение» позволяет ощутить то, что можно назвать Глобальным Братством Видов и Энергий. Уже само по себе это достаточно серьезное достижение. 


Марико Мори

 

Парад произведений / Избранное

Единение (2002)

Ключевая работа проекта. Хоровод шести пришельцев. Если шесть человек обнимут этих скульптурных инопланетян, то они [инопланетяне, а не люди] начинают сиять. Квинтэссенционное, наиболее пронзительное переживание от данного произведения (да и всей выставки) – момент, когда вы заключаете пришельца в объятия и ощущаете, как вам в ответ стучит его сердце. Работа «Единение» - остроумная оплеуха одиночеству. Создана, к слову, как реакция на «11 сентября».


Марико Мори, Единение, 2002 

 

Волна НЛО (1999-2003)

Величавая перламутровая «летающая тарелка» – главный блокбастер 51-й Венецианской Биеннале. В салоне «тарелки» три посадочных места. К пассажирам подключают разнообразные сенсоры, после чего повергают их в увлекательное заточение: сенсоры фиксируют ваши мозговые волны (бета, альфа, тета) и низкие герцы, после чего на днище купола этого межгалактического челнока визуализируют галлюцинации вашего организма, ваши состояния и переживания. «Волна НЛО» вводит своего зрителя-соучастника в некое подобие транса, изменяет состояние, играет с чувственностью и воображением, заостряет все ощущения и отправляет в психоделический полет; волнующее ментальное путешествие. Субъективное смысловое закулисье произведения: «Волна» дарует ощущение уникальности – каждый пассажир генерирует неповторимый рисунок; возникает  диалог индивидуалистичных внутренних миров. Отсюда просто нельзя выйти, чувствуя себя «одним из многих». «Волна НЛО» поет оду личности; позволяет поговорить с самим собой языком племени заоблачных осьминогов. Вход на «тарелку» платный: в будни – $10, в выходные – $20.


Марико Мори, 1999-2003 Волна НЛО 


Марико Мори, Волна НЛО, 1999-2003, внутри "тарелки"  



Марико Мори, Волна НЛО, 1999-2003 


Марико Мори, Волна НЛО, модель, 2002 

 

Tom Na H-ui (2005-2006)

Стеклянно-световой фаллический монолит весом в 3 тонны. Подключен к научно-исследовательскому центру Kamiokande в Японии. Этот центр находится глубоко под землей и фиксирует поступающие из космоса нейтрино-частицы, возникающие при образовании Сверхновой Звезды. Сигналы от них передаются на Tom Na H-ui и отображаются в виде поползновений световых пятен на теле монолита. Зритель воочию наблюдает дыхание галактики; осознает ее как Глобальное Живое. Таким образом, Мори очеловечила космос, показав, что даже самая темная пустота полна пульсации жизни.


Марико Мори, Tom Na H-ui, 2005-2006 

 

Капсула Пробуждения (1998-1999)

А-ля муракамовский стеклянный цветок; капсула, соединенная со специальным радаром на крыше PinchukArtCentre, который позволяет похищать солнечный свет и проносить его сквозь стены в сосуд произведения. Мори показывает, что солнечный свет как таковой может быть осязаемым, предоставленным индивиду, дробящимся. К сожалению, на момент моего знакомства с произведением в Киеве была пасмурная погода, что лишило капсулу ее похищающих способностей. 


Марико Мори, Tom Na H-ui, 2005-2006 

 

Особого интереса заслуживают фотографии «кругов камней». Мори обнаружила схожие, «осязающие время» творения человеческих праотцев в Японии и Шотландии, проиллюстрировав коренное единство Востока и Запада. Иными словами, речь о единении  в контексте геокультуры.


Марико Мори, фотографии 2004-2005 

 

Среди прочего, на выставке «Единение» представлены такие работы как «Чудо», «Транскруг», «Плоские камни», «Лунный камень», «Первобытная память», всевозможные скетчи, а также фотохроники перфоманса «Начало конца», в рамках которого Марико Мори посетила некоторые сакральные столицы мира (Теотихуакан (Мексика), Тиауанако (Боливия), Ангкорват (Камбоджа), Гиза (Египет), Шибуя (Япония), Шанхай (Китай), Лондон (Великобритания), Париж (Франция), Гонк-Конг (Китай), Нью-Йорк (США), Бразилия (Бразилия), Дубай (ОАЭ)) в медитативной капсуле (символе проникновения в пространство и время).


Марико Мори, кадр из перфоманса "Начало конца", Гиза, Египет (1995-2006)


Марико Мори, зал "Начало конца", фотографии (1995-2006) 


Марико Мори, зал "Начало конца", фотографии (1995-2006) 


Марико Мори, Чудо, 2001 


Марико Мори, Чудо, 2001


Марико Мори, Чудо, 2001


Марико Мори, Чудо, 2001


Марико Мори, Плоские камни, 2006 


Марико Мори, Первобытная память, 2004 


Марико Мори, Транскруг, 2004 


Марико Мори, Лунный камень, 2004


Марико Мори, Tom Na H-ui, модель

 

Из всех представленных работ в коллекцию Пинчука были куплены только «Единение» и «Волна НЛО», чего, впрочем, вполне достаточно - покупка адекватна стратегии: первое – смысловая и чувственная лакомость; второе – стратегические имиджевые понты, которые предоставляют своему покупателю не только дополнительные статусные балы, но и дополняют Киев новой туристической точкой.

В целом, забавно и хорошо, что PinchukArtCentre превращается в терзающее мозг место, где, с одной стороны, можно побродить в тумане Гормли, с другой – полежать в космическом челноке. Похоже, в Киеве разрастается зона удивительного

 

От поп-искусства к космической философии

Несмотря на хронологический разнобой работ и обещания кураторов PinchukArtCentre показать Мори в полноте ее художнической истории, выставка «Единение» демонстрирует скорее «Мори последнего времени». По крайней мере, все акценты на ее последних поисках.

«Я надеялась достучаться до как можно большего количества людей, посему ранее занималась чем-то вроде поп-искусства, - рассказывает художница. – Но вскоре меня заинтересовали фундаментальные вещи; нечто, имеющее отношение к глубинам человеческой цивилизации. Я начала искать универсальный язык...».

 

Психологические бэкграунды

«Единение» предполагает условный набор психологических моделей и ситуаций, которые и определяют характер нашего восприятия и реакции:

Красная реакция. Завороженность и восторг от монументальности, технического уровня и «выставки как провокации уникального эмоционального опыта». Должно быть, подобную реакцию испытывали первые зрители «паровоза» от братьев Люмьер. Красная реакция – это когда у вас слюна, вы охаете, активно моргаете и задыхаетесь от восхищения; имеет место быть удивленная прелость, ошарашенность рта.

Зеленая реакция. В мире, выведшем на первый план картины бытия шероховатости, неровности, горбинки, конфликты, барьеры и противоречия между пространствами, культурами и индивидами – в таком мире концепция Мори способна явится этаким порошком умиротворения, виртуальной, но эффективной валерьянкой, кибернетической трубкой мира. Зеленая реакция на проект – это когда вам захочется дружить, болтать и обниматься.

Синяя реакция. Футуристическое искусство – это, в некотором смысле, предвкушение будущего; предвкушение, символизирующее, что завтра ничего не заканчивается, что жизненное движение непрерывно, а значит – футуристическое искусство помогает преодолевать естественный страх смерти. Завтра - не неизведанно, в него можно подсмотреть. Воображение совершает скачок за пределы отведенного времени. Мы видим проект будущего, который манифестирует реальность завтра. То есть намекает: Мы, господа, не заканчиваемся. Мы рождены, чтобы неизменно продолжаться. Синяя реакция – это когда вы обретаете оптимистический бинокль сознания – блаженный покой с ореолом гармонии.

Черная реакция. В ее существование я, право же, верил с трудом, но, столкнувшись с ней, убедился – «Единение» непременно вызовет раздражение людей-медуз, человеко-овощей и тех индивидов, чье сознание изъел снотворный грибок из попкорна. Нелюди будут рычать, испытывать желание стукнуть по произведениям. Им они явятся непонятной, заумной, чрезмерно сложной, далекой от реальности ересью. В этом отношении, «Единение» - это, среди прочего, социальный проект, который способен выявить из общественной массы тех, у кого наблюдается ватная туманность разума; унылый пресный мозг, застывший, навеки неподвижный, окаменелый. Зритель данной реакции – это тот, кто скажет: «Искусство Мори – черные чудеса; Люцифер в букете цветов». Дополнительный из возможных эффектов для сумрачного зрителя – шок будущего. Опасения вызывает, к примеру, украинский политический бомонд. Наши депутаты, еще вчера являющиеся властителями деревенских тракторов, могут попросту не пережить столкновения с летающими тарелками и сверкающими монолитами, которые так не похожи на реальность, с которой идентифицирует себя варварское хуторянское сознание.

 

Механомания

Помнится, в аналитическом провидении Элвина Тоффлера «Третья Волна» затрагивается, среди прочего, вопрос механомании. «Деловые люди, интеллектуалы и революционеры испытывали магнетическое тяготение к технике, - пишет Тоффлер. – Они были зачарованы паровыми машинами, часами, ткацкими станками, насосами, поршнями…». И хоть речь в данной цитате идет о людях раннего индустриального периода, нельзя сказать, что эта зачарованность чужда нашему современнику. Напротив, чем ближе мы к возможности коснуться техноплоти, чем пуще расцветают подле нас электрические дива новых технологий; чем сильнее раздувает наше воображение наука, тем сильнее футуристический соблазн, предвкушение, добрая нетерпимость, тем больше наш интерес к железному волшебству. В этом смысле, «Единение» играет на естественной механомании думающих и интересующихся

Толпа против «Единения»

Вот уж чего не избежать, так это того, что PinchukArtCentre превращается в эстетический аттракцион, место паломничества разночинных масс. С одной стороны, это хороший социальный симптом. С другой – проект «Единение» предполагает спокойное, в некотором роде, медитативное созерцание и соучастие. Обилие прихожан, убежден, впечатление от проекта подпортит. Быть может, ключевые месседжы и будут прочитаны, но уж точно не в должном состоянии и не должным образом. Обнимая инопланетянина, очень не хочется, чтобы, с одной стороны, тебе наступали на ноги, а с другой - вопили о недопустимости касания обувью постамента. За воплем толпы стук сердца немеет.

«Единение» как стратегический шаг

Когда я ознакомился с предыдущим проектом PinchukArtCentre «Reflection» в октябре прошлого года, то факт присутствия в нем всех ключевых звезд мирового современного искусства вызвал у меня прогнозные опасения: смогут ли кураторы PinchukArtCentre удивить нас в следующий раз? Имеется ли у них вообще продуманная стратегия развития? Как теперь проводить в  PinchukArtCentre «громкие открытия», если всех этих «кунстохерстов» уже показали? «Единение» Мори, признать, разрешило ситуацию. На деле, произошло смягчение – зона угрозы пройдена без солянки кричащих имен, но с ярким искусством как визуальным и эмоциональным шоу. Шаг хитрый и верный. Теперь можно привозить и других персонажей современного искусства, не боясь, что среднестатистическая тетя Валя-музейный-ходок пресыщено заворчит: «Нормально, но, признаться, не Reflection». Вот этот момент «всесравнивания с Reflection» - он ликвидирован. Это хороший симптом кураторского успокоения и трезвости в PinchukArtCentre. «Единение» продемонстрировало их качества в кризисной ситуации.  

СПРАВКА

Марико Мори окончила Bunka Fashion College (Токио). В 1998 году переехала в Лондон для учебы в Chelsea Art College. С 1992 года она стала участницей специальной образовательной программы для художников в Whitney Museum в Нью-Йорке. У художницы есть студия в Токио и Нью-Йорке, где она в основном проживает и работает. Была участницей 51-й Венецианской Биеннале. Проводит активную выставочную деятельность. Ее работы находятся в коллекциях наиболее престижных мировых институций, таких как Центр Жоржа Помпиду (Париж); Музей Современного искусства Чикаго; Фонд Prada (Италия); Музей Современного искусства Майами и др.   

 


Марико Мори, Единение, 2002 

Текст: Анатолий Ульянов, фото: Наталия Машарова.

Источник: proza.com.ua


Предыдущий пост

VN:F [1.9.10_1130]
0

Следующий пост

Смотрите так же:


 


Caesium
250 200 грн