использует этот фон в своем портфолио, кликните для просмотра.


Чем живут главные музеи мира?

Арт&Дизайн, Общество Автор: Игорь Кувь
Аватар

27 сентября 2007





10332
1

Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Дает такое определение словарь. Совсем не разделяя музей от галерей и арт-центров. Чем зарабатывают себе на жизнь "некоммерческие" главные музеи мира выяснил наш редактор.
Центр Жоржа Помпиду, Париж Одной продажей билетов Центр Помпиду зарабатывает 24 млн евро в год: он пользуется бешеной популярностью у туристов и парижан, и посетителей у него в 2 раза больше, чем у Эйфелевой башни, — 8 млн в год. В Помпиду можно потратить изрядное количество времени и денег: помимо собственно Национального музея современного искусства здесь есть публичная библиотека, Исследовательский институт акустики и музыки, кружки для детей и современный кинозал. Государство серьезно поддержало Помпиду в год открытия — Центр получил седьмую часть бюджета страны, выделяемого на культуру. Сейчас госдотации сократились до 3,3%, что составляет 100 млн евро в год (почти во столько же обходится Парижская опера). Билеты на выставки стоят 10 евро, на киносеансы, концерты и разного рода пати — 10—14 евро. Прадо, Мадрид Испанский музей Прадо не относится к числу богатых музеев — даже несмотря на то, что государство выделяет значительные дотации: с 2002 года финансирование музея увеличилось с 10 до 30 млн долларов в год. Также посильный вклад вносит общество друзей музея, существующее с 1980 года. К счастью, друзья Прадо нередко дарят ему картины, причем уровня Франсиско Гойи и Бартоломе Мурильо. Спонсором музея выступает известный испанский фонд Telefonica. Цены на билеты значительно ниже, чем в центральные европейские музеи: 3 евро — для льготников, 6 евро — для остальных. Цена билетов на выставки определяется директором музея. Лувр, Париж Один из крупнейших и самых посещаемых музеев мира (в 2006 году был поставлен рекорд — 8,3 млн посетителей в год), Лувр активно зарабатывает не только на билетах (9—10 евро), но и на своем имени. В этом году за 400 млн евро музей продал Объединенным Арабским Эмиратам право открыть филиал Лувра в Абу-Даби, который планируется построить к 2012 году. В экспозицию нового музея войдут произведения искусства из Лувра, Центра Помпиду, музея Орсе и Версаля. Огромную часть доходов Лувр получает за проведение в своих залах различных светских мероприятий: приемов, гала-концертов, церемоний награждения, коктейлей и обедов. В зависимости от зала — от 10 000 до 50 000 евро в день. Кое-что музей зарабатывает и за предоставление залов для съемок — именно в Лувре снимался «Код да Винчи». Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк Музей осуществляет свою экспансию по всему миру — в Венеции, Берлине, Бильбао, Лас-Вегасе. За организацию музея в Бильбао Фонд Гуггенхайма получил от правительства Испании 20 млн долларов. Просветительские выставки чередуются с коммерческими — вроде выставки мотоциклов или коллекции Джорджо Армани, который, по слухам, внес посильный вклад в размере 15 млн долларов. При Гуггенхайме работает популярный и недорогой магазинчик. Основные расходы оплачиваются спонсорами, причем действует сложная иерархическая система: членство — от $2 500 (корпоративный друг) до $500 000 (член попечительского совета). В различные попечительские советы музея входят и русские — Владимир Потанин, Жанна Буллок, Леонид Лебедев и Стелла Кей. Глава Гуггенхайма Томас Кренс — символ предприимчивости и/или беспринципности современного музейщика. Музей Соломона Гуггенхайма, Бильбао Филиал Музея Гуггенхайма в Бильбао был открыт для публики в 1997 году. Уже за первый год работы музей посетили 1 300 000 человек. Сейчас его в среднем посещает по миллиону в год. По подсчетам исследователей, музей зарабатывает в год около 30 млн евро — за счет билетов, спонсорских вливаний и т.д. Гуггенхайм в Бильбао всего на 25% финансируется из госбюджета (обычно Испания покрывает до 90% стоимости содержания музеев). Согласно докладу Гуггенхайма 85 млн евро, которые дали баски на строительство, окупились в течение 3 лет. Впрочем, с этими цифрами далеко не все согласны: согласно одному из последних исследований сумма сильно занижена, и если посчитать ее честно, окажется, что музей обошелся Стране Басков в 166 млн евро — и окупится не раньше 2010 года. Орсе, Париж Музей, обладающий лучшей коллекцией импрессионистов, зарабатывает прежде всего продажей билетов — благодаря рекордной посещаемости и огромной популярности собственно импрессионизма. При этом билеты стоят не так дорого: обычный — 7,5 евро, льготный — 5,5. Еще один важный источник дохода — путешествие экспозиций, собранных из музейных картин, по всему миру. Постройка Лувра в Абу-Даби, где будут и картины из запасников Орсе, также принесет музею приличную сумму. Все остальное — как везде: кафе, ресторан, очень хороший книжный, сувенирная лавка. За умеренную плату в музее читают лекции, показывают фильмы, проводят концерты. Британский музей, Лондон Британский музей существует частично на государственные деньги, частично зарабатывает сам. Вход в музей бесплатный, на выставки — в районе £5. Минимальный вклад — для того чтобы стать попечителем музея — £45, что дает право бесплатно посещать выставки, а также получить приглашение на один великосветский музейный прием. Несмотря на радужные отчеты, Британский музей давно испытывает финансовые трудности. По некоторым данным через несколько лет долги музея превысят 5 млн фунтов. Недавно администрация музея представила программу по сокращению расходов на 6,5 млн фунтов. Количество выставок на глазах сокращается, некоторые залы закрывают раньше времени, на 80% урезана сумма на приобретение новых произведений — теперь она составляет жалкие £100 000. Музей современного искусства, Нью-Йорк В МoМА билеты недешевы: стандартный — $20. За отдельные деньги можно прийти на час раньше или позже закрытия (утром — $44—50, вечером — 60), чтобы не толкаться в обычные часы посещения. MoMA серьезно зарабатывает передвижными выставками, а некоторые выставки специально делаются для мировых турне. Магазины, принадлежащие MoMA, отличаются от всех остальных музейных лавок: там торгуют прежде всего дизайнерскими штучками и даже мебелью от главных дизайнеров мира. За $60 000 можно стать корпоративным спонсором (и год водить всю корпорацию в музей на халяву), за $40 000 вы получите 20 приглашений на специальные показы выставок, самый дешевый вариант спонсорства — $3 000 в год (дает приоритет в бронировании билетов в лекторий и на выставки). Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Мет» — один из самых благополучных в финансовом отношении музеев. Основной доход приносят спонсоры и попечители, а власти Нью-Йорка оплачивают охрану и аренду земли. Это один из самых посещаемых музеев мира, поэтому он прилично зарабатывает на билетах. К тому же в Метрополитен регулярно устраивают совершенно немузейные мероприятия: вечеринки, концерты, приемы. Система попечительства — одна из самых продуманных в мире: за $95 в год можно получить 10%-ную скидку в магазине, за $500 — бесплатно посещать танцевальные вечеринки в галерее. Спонсор ($4 000 в год) может бесплатно завтракать до посещения музея, для патронов ($8 000) устраивают специальные концерты. За $20 000 в год можно посещать приемы у президента музея. В 2005 году «Мет» заработал на членских взносах больше 20 млн долларов. Музей Виктории и Альберта, Лондон Одна из старейших британских арт-институций — с крупнейшей коллекцией декоративно-прикладного искусства — явно учится у Томаса Кренса. В начале 2007 года здесь, например, показывали коллекцию сценических костюмов Кайли Миноуг. Выставка оказалась невероятно прибыльной: только в первый день билеты забронировали 4 000 человек. Значительный капитал привносят благотворители: 40 фунтов в год стоит членство в обществе попечителей музея, патроны платят от £1 000, а те, кто может позволить себе внести £5 000, приглашаются на ежегодный ужин донаторов в обществе директора музея. Еще бывают корпоративные члены (£10 000) и корпоративные патроны (£18 000). В благодарность в музее устраивают для своих благодетелей пятничные вечеринки и VIP-приемы с участием разных известных граждан. Музей изящных искусств, Бостон Бостонский музей первым освоил прогрессивную технологию: теперь можно загрузить на мобильный телефон репродукции картин из его коллекции — Моне, Эдварда Хоппера и т.д. Более того, скачать можно даже картины, спрятанные в запасниках из-за особой световой чувствительности. Одна картинка стоит $1,99, можно подписаться на месяц за $4,99 — получится 5 картинок и некоторые бонусы. Пока в открытом доступе всего 50 художников, но базу данных обещают расширить. Насколько эта услуга будет прибыльна, пока непонятно. Тейт-Модерн, Лондон В Великобритании вход в государственные музеи бесплатный. Что, с одной стороны, должно привлечь широкие массы в музейные залы, а с другой — заставить визитеров проводить в музее больше времени, а значит — посещать местные кафе, рестораны, книжные магазины, сувенирные лавки. При этом на временные выставки вход все-таки платный — £8—10; а цена на билет зачастую зависит от времени суток — вечером дороже. При этом в музее разработана многоступенчатая система экскурсий: романтичный тур для двоих — £80—100, групповая экскурсия — от £8 (за одного) до минимум £120 (за всех). Специальные групповые экскурсии за час до открытия стоят от £1 000 за группу. В музейном ресторане можно устроить корпоративную вечеринку. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва Скромный доход Пушкинского складывается из продажи билетов (взрослый — 60 р., для студентов и пенсионеров — 30 р., для иностранцев — 300 р.), а также из экскурсий и кружков. Для детей организован Клуб любителей искусства (700 р. в год) и — для тех, кто постарше, — Клуб юных искусствоведов (500 р. в год). Можно научить ребенка рисовать (от 1 000 до 1 500 р. в год). Также музей регулярно выпускает каталоги выставок. Но, конечно, эти доходы не сравнимы с расходами на выставки (а это прежде всего оплата транспортировки хрупких ценностей, недешевые страховки), хранение и реставрацию. Поэтому Пушкинский плотно работает с корпоративными спонсорами — в их числе Газпром, Внешэкономбанк, ЛУКОЙЛ и даже немецкая компания Ruhrgas. Третьяковская галерея, Москва Третьяковка традиционно зарабатывает продажей билетов: это более 40% от внебюджетных доходов галереи в год. Некоторые деньги приносит атрибуция произведений русского искусства, хотя после того как музеям запретили официально заниматься экспертизой — она приобрела форму консультаций (3 000 р). Музею серьезно помогает попечительский совет. Основательный доход приносит прокат картин галереи на западных выставках, а также сдача в аренду собственных помещений (за выставку Энди Уорхола в 2005-м Третьяковка получила $200 000). Сравнительно недавно образовалось еще и Общество друзей Третьяковской галереи, сделанное по западным лекалам: в 2005 году Третьяковка собрала таким образом 1,25 млн долларов. Из бюджета Третьяковка за пять лет должна получить 887 млн рублей (около 35 млн долларов), то есть в три раза меньше, чем Эрмитаж. Эрмитаж, Петербург Эрмитаж — один из немногих музеев, зарабатывающих реальные деньги самостоятельно. Во многом благодаря Михаилу Пиотровскому, при котором и государственное финансирование, и доходы самого музея возросли во много раз. Бюджет Эрмитажа в 2006 году составлял около 54 млн долларов — для России это рекорд. От грядущего сотрудничества с Музеем Гуггенхайма в Лас-Вегасе музей рассчитывает получить прибыль 1—2 млн долларов с каждой выставки. Эрмитаж позволил компании Coca-Cola выпускать банки с изображением эрмитажных шедевров вроде Сезанна и Матисса. От сделки музей получил $150 000. В музее помимо обычного магазина работает и онлайновый, который доставляет сувениры по всему миру. Доход от магазина и ресторана составляет примерно 1 млн долларов в год. В бюджете на Эрмитаж выделено около 115 млн долларов (на 5 лет). Опять же, больше всех в России. О том, как зарабатывают себе на жизнь лучшие украинские музеи, галереи и арт-центры читайте на нашем сайте 31 октября 2007.

Предыдущий пост

VN:F [1.9.10_1130]
1

Смотрите так же: